|
Газпромбанк предлагает полный спектр банковских услуг для физических и юридических лиц: кредитование, вклады и депозиты, ведение счетов, инвестиции, дистанционные сервисы. Занимает 3 место по размеру активов среди банков Центральной и Восточной Европы и обслуживает более 5 миллионов физических лиц. |
||
![]() |
Отрасль |
банки, финансовый сектор |
|
![]() |
Даты проекта |
старт в 2022, развитие системы и масштабирование — в 2023 |
|
![]() |
География проекта |
вся Россия |
|
![]() |
Количество пользователей |
30.000 лицензий |
|
![]() |
Исполнители | партнер-эксперт, компания АйДжиЭс | |
В 2021 году в Газпромбанк остро встал вопрос о замене СЭД. Используемая на тот момент платформа IBM Domino не устраивала по многим параметрам, однако ключевой причиной стало прекращение ее поддержки разработчиком, и как следствие — невозможность дальнейшего развития. Это стало поводом для того, чтобы улучшить процессы документооборота в компании. Появилась цель — создать уникальную, единую систему Банка, которая позволит оптимизировать бизнес-процессы и даст толчок к развитию цифровой архитектуры независимо от политики вендора.
При выборе подходящей системы компания концентрировалась на нескольких аспектах — архитектуре, полной импортонезависимости всех компонентов и интеграционных возможностях платформы. Среди обязательных условий, предъявляемых к системе, также были: высокая производительность (4000+ пользователей онлайн), наличие интуитивно понятного интерфейса, обеспечение требований информационной безопасности, возможности для развития системы собственными силами центра компетенций Газпромбанка.
По итогам конкурсных процедур победителем с лучшими итоговыми показателями была признана программная платформа TESSA от российской компании-разработчика СИНТЕЛЛЕКТ. Это полностью отечественная разработка, которая применялась в целом ряде успешных внедрений, в том числе в крупных банках. TESSA обеспечивает гарантированную высокую производительность при одновременной работе очень большого количества пользователей и при этом не требует выделения значительных ресурсов и серверных мощностей. Важным было также то, что при проектировании архитектуры решения возможно внесение любых необходимых функциональных изменений, настройки и реализации требуемых программных расширений.
Для получения наиболее полного и объективного представления о платформе Банком были также проведены референсные обсуждения с представителями компаний СОГАЗ и Газпромнефть, которые уже используют TESSA для автоматизации документооборота. Оба заказчика подтвердили соответствие системы всем требованиям и отметили высокую скорость доработки функционала — от одного до двух месяцев с момента определения первоначальных требований до запуска в промышленную эксплуатацию.
В качестве партнера-консультанта на проекте выступила компания ООО «АйДжиЭс», обладающая опытом создания высоконагруженных и ресурсоемких решений со сложной бизнес-логикой. Ее сотрудники специализируются на автоматизации процессов электронного документооборота финансовых организаций с применением интеллектуальных электронных хранилищ, потокового ввода документов и других AI-технологий.
Все работы, от старта проектирования до завершения тестирования и отладки, были выполнены менее чем за 1,5 года и к маю 2023 года Банк успешно перевел в промышленную эксплуатацию автоматизированную систему делопроизводства и документооборота (АСДД 3.0), реализованную на базе платформы TESSA. Это стало возможным во многом благодаря уникальному составу проектной команды. Специалисты АйДжиЭс обладают высокими компетенциями и досконально знают архитектуру TESSA, что позволило им оперативно вносить необходимые доработки в саму платформу и сделать ее более удобной. В свою очередь команда Банка, обладающая огромным опытом и знаниями внутренних процессов компании, помогла адаптировать все существующие и разработать новые процессы с учетом различных сценариев использования бизнес-пользователей.
В рамках проекта разработано 11 функциональных модулей, проведена интеграция со сторонними бизнес-системами (в количестве 7 штук), использующими документы из СЭД в своей дальнейшей работе, а также выполнена миграция справочной информации из предыдущей версии системы. Параллельно выполнялись подготовительные работы по дальнейшему развитию системы и разработке нового функционала. Переезд в новую систему был «бесшовным» — без остановки и сбоев в бизнес-процессах, одномоментно для всех пользователей.
Сотрудники Банка получили не просто новую систему электронного документооборота, но полноценный BPM-инструмент, который обеспечивает выполнение сложных процессов с различной вариативностью сценариев согласования, нормоконтроля, подписания документов, ознакомления и исполнения. При этом сохранены все функции классической СЭД, обеспечивающей процессы исполнения и хранения документов, включая автоматическую маршрутизацию движения и порядка обработки документов.
К настоящему моменту АСДД на базе TESSA используется в качестве целевой системы документооборота и делопроизводства для всего Банка. Она управляет полным жизненным циклом входящих, исходящих, внутренних, организационно-распорядительных и нормативных документов, резолюций, поручений, договоров и протоколов.

Новая система интегрирована в ИТ-инфраструктуру с учетом индивидуальных особенностей подразделений и филиалов Банка, обеспечивая комфортную рабочую среду для более чем 30 тысяч сотрудников. Значительно расширен функционал, автоматизировано более 100 бизнес-процессов.
Основным преимуществом TESSA является её стабильность и быстродействие. Количество обращений в службу поддержки пользователей стало существенно ниже, чем при использовании предыдущей версии системы. Пользователи отмечают простоту и гибкость настроек для обеспечения своих потребностей в работе с новой системой, удобство просмотра вложений в представлениях карточек документов и работу с заданиями по документам, а также очень приятный интерактивный интерфейс новой системы.
Проект в Газпромбанке в полной мере раскрывает возможности TESSA в качестве универсальной платформы, когда без привлечения вендора стандартными инструментами кастомизации разрабатывается комплексное и высоконагруженное решение по управлению документами одного из крупнейших банков страны.