×
+7 495 66-88-654
Online-заявка

МЧД в СЭД/ЕСМ. Технологии, законодательство, изменения в работе с документами

КОНТАКТЫ ДЛЯ СМИ
КСЕНИЯ КУЗИНА
PR-менеджер
+7 495 66-88-654
kkuzina@syntellect.ru

Источник: ECM.ICT-Online.ru

МЧД — машиночитаемые или электронные доверенности  появились в соответствии с изменениями 63-ФЗ «Об электронной подписи». Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц они станут обязательными с 1 сентября 2023 года. В чем суть законодательных изменений, как они отразятся на действиях участников электронного документооборота, чем отвечают отечественные игроки рынка СЭД/ЕСМ на появление новых задач – об этом читателям ECM.ICT-Online.ru рассказал генеральный директор «СИНТЕЛЛЕКТ» Павел Каштанов.


ECM.ICT-Online.ru: Что такое МЧД, для чего это необходимо? Как наличие такой формы отражается на ведении электронного документооборота?

Павел Каштанов: Машиночитаемая доверенность или МЧД  электронная доверенность в формате XML на имя сотрудника компании или любого её представителя, которая подтверждает полномочия для подписания документов. Подписывается квалифицированной электронной подписью (КЭП) руководителя организации или индивидуальным предпринимателем.

ECM.ICT-Online.ru: Какие важные изменения в части МЧД происходят в законодательстве, как они отразятся на работе с СЭД и ЭП?

Павел Каштанов: С 1 сентября 2023 года вступают в силу 3 основных изменения в части доверенностей:

  • В соответствии с изменениями 63-ФЗ сотрудники смогут подписывать электронные документы только с помощью сертификата электронной подписи физического лица, т.е. сертификаты электронной подписи сотрудников организации больше не будут действовать.
  • Для того чтобы сотрудник мог подписывать электронные документы компании, необходимо наличие машиночитаемой доверенности установленного формата, выданной руководителем организации, т.е. доверенности на бумажных носителях будут отменены.
  • МЧД должна храниться в открытом доступе в специальном распределенном реестре.

ECM.ICT-Online.ru: Какие действия предпринимают разработчики СЭД в свете этих нововведений?

Павел Каштанов: Многие разработчики внедряют в свои СЭД функциональность, позволяющую:

  1. Формировать МЧД установленного формата XML внутри СЭД
  2. Подписывать МЧД квалифицированной электронной подписью;
  3. Передавать МЧД в распределенный реестр через интеграционные механизмы.

ECM.ICT-Online.ru: Какие инструменты, разработанные вашей компанией, обеспечивают работу с МЧД?

Павел Каштанов: В компании СИНТЕЛЛЕКТ мы разработали отдельный модуль TESSA МЧД, который может быть встроен в любые существующие решения на СЭД-платформе TESSA, в том числе в существующие процессы работы с доверенностями (у многих компаний в СЭД настроены процессы работы с бумажными доверенностями, которые необходимо адаптировать под новый формат МЧД). Также модуль «TESSA МЧД» может быть использован как полностью отдельный, независимый модуль на платформе TESSA.

Помимо стандартной функциональности для работы с МЧД, такой как формирование, подписание МЧД и интеграция с распределенным реестром, модуль «TESSA МЧД» предлагает следующие возможности:

  • Инструмент шаблонов МЧД, позволяющий быстро и гибко настраивать любые форматы МЧД, как уже утвержденные, так и те, которые могут появиться в будущем. Благодаря данному инструменты мы всегда сможем оперативно подстроиться под любые требования к форматам МЧД, регламентируемые ФНС, ЦБ, Минцифры и т.д.
  • Возможность гибкой настройки маршрутов согласования, подписания и регистрации МЧД в рабочем месте администратора. Данный инструмент позволит легко настроить любой процесс работы с МЧД, а также безболезненно встроиться в существующие процессы.
  • Привязка классификаторов полномочий к шаблонам МЧД. Т.е. при формировании МЧД система будет предлагать использовать тот классификатор, который применим для конкретного вида МЧД.
  • Универсальный интеграционный сервис (API), позволяющий передавать МЧД в другие информационные системы по запросу, то есть модуль «TESSA МЧД» можно интегрировать с другими информационными системами организации, при этом дополнительных настроек на стороне модуля не требуется.
  • Возможность формирования МЧД для банковского сектора и иных финансовых организаций при отправке документов и отчетов в Центральный Банк РФ, учитывая особенности формы МЧД и свой перечень полномочий.

ECM.ICT-Online.ru: Ваши прогнозы дальнейшего развития рынка инструментов, связанных с применением МЧД.

Павел Каштанов: МЧД и классификатор полномочий дает возможность автоматизированной проверки полномочий при подписании документов доверенным лицом. В этом направлении точно стоит развиваться.

Возможно, МЧД найдут свое применение для передачи полномочий между физическими лицами (доверенности на имущество, транспорт и т.д.).

Вместе с распространением МЧД возрастает риск фальсификации МЧД, а также кражи электронных сертификатов физических лиц. Необходимо развивать технологии обеспечения информационной безопасности в части электронного документооборота.

ECM.ICT-Online.ru: Большое спасибо за беседу!

Автор: Анна Тумакова